ЕДИНСТВО, НЕ УНИЧТОЖАЮЩЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Кришна — сама Красота, Прекрасная Реальность, которая чарует и покоряет. Войти в мир Реальности, Брахман, означает покориться Ему и служить. Майавади, имперсоналисты, считают, что душа может войти в Брахман, лишь растворившись в Нем и утратив свое индивидуальное бытие. В этом, по их учению, и состоит единство с Абсолютом, цель человеческой жизни. Но такое единство есть нечто неестественное.
Настоящее единство предполагает, что созерцающий и Тот, Кого он созерцает, сохраняют свои индивидуальность и свободу. Единство и означает, что я продолжаю существовать, но настолько отдаю свою жизнь, настолько очарован и поглощен Истиной, что становлюсь с Ней одним целым. Такая душа достигает высочайшего уровня Кришна-сознания, и это очевидно для всех окружающих. Так называемое «единство» майявади — это самый начальный этап духовного пути. Брахма-бхутах̣ прасаннатма на шочати на канкшати, самах̣ сарвешу бхутешу: «Я един с Брахманом». Но путь ведет дальше — мад бхактим лабхате парам, к миру служения, преданности. Единство с Божественным — это привязанность к Нему, встречи и разлуки с Ним, многообразные виды отношений.
Единство лилы существенно отличается от искусственного единства имперсоналистов, где уничтожается все живое, личностное и индивидуальное. Лила вечна, как вечно Имя (нама) Господа, Его рупа (облик), гуна (достоинства), парикара (спутники). Наше единство с Ним — это единство вечных отношений. Даже разлука — вид единства, наивысшее проявление Любви. В каких бы отношениях преданные ни были с Ним, они всегда с Господом. Такое единство необходимо для лилы, иначе Бог не смог бы отдать Себя преданным, а преданные не смогли бы Его достичь.
Б.Р. Шридхар Махарадж